Хроника Девы/Глава XLVIII. О захвате Турнелли и смерти Гласидаса.

Материал из Wikitranslators
Перейти к: навигация, поиск
Глава XLVII. О взятии бастиды Августинцев. "Хроника Девы" ~ Глава XLVIII. О захвате Турнелли и смерти Гласидаса.
автор неизвестен
Глава XLIХ. Об окончательном освобождении Орлеана от осады.




Глава XLVIII. О захвате Турнелли и смерти Гласидаса

Указанную ночь Дева провела в большом волнении, опасаясь, что англичане могут напасть на отряд, ведший осаду Турнелли; и дабы избежать этого, в субботу, в седьмой день мая, едва лишь занялся рассвет, при поддержке и согласии всех горожан Орлеана, но против воли военачальников и капитанов, каковые были посланы туда королем, Дева вместе отправилась со своими людьми отправилась прочь из города и пересекла Луару.

Когда же она готовилась к тому, чтобы выступить из города, ее домохозяину, Жаку Буше принесли алозу, каковой сказал своей гостье: «Жанна, давайте перед тем, как вам уйти съедим эту алозу». «Во имя Бога, — ответила она — мы съедим ее на ужин, когда мы вернемся по мосту и приведем goddon’a, каковому также отделим часть этой рыбы.»

Орлеанцы предоставили ей пушки, кулеврины и все необходимое для штурма фортов и Турнелли, а также снаряжение и припасы, и к ее отряду присоединились вооруженные горожане. И дабы взять штурмом и захватить указанную крепость Турнелль и мост, со стороны города на указанном мосту были собран большой отряд пеших воинов и арбалетчиков, и подготовили широкий переносной мост, с помощью какового собирались перейти через разрушенную часть моста дабы начать штурм Турнелли.

Во время указанного штурма утром названная Жанна была ранена стрелой из большого арбалета, каковая стрела пробила ей плечо насквозь. Она же сама извлекла стрелу и позволила приложить к ране кусок полотна и иное, необходимое дабы остановить кровь: но несмотря на рану, не пожелала уйти и вместе со своими людьми продолжала сражаться. Когда же спустился вечер, бастарду Орлеанскому и остальным капитанам стало казаться, что в этот день кольца фортов им уже не взять, ибо становилось уже слишком поздно. Также они решили остановить штурм и отправить артиллерию в город до следующего дня; и послали к Жанне дабы уведомить ее об этом решении, каковая Жанна ответила им, чтобы не сомневались, во имя Бога, что в скором времени окажутся внутри вражеских укреплений. Но несмотря на то, сражение продолжалось; и тогда она потребовала своего коня, и села в седло, и оставила свой штандарт; и отъехав в в уединенное место, вознесла молитву к Богу, но в скором времени вернулась и спустилась с коня; она также взяла свой штандарт и сказала дворянину, бывшему рядом с ней; «Внимательно смотрите и не пропустите момент, когда клин моего штандарта коснется форта.» Каковой вскоре сказал ей: «Жанна, клин его касается». Тогда она сказала: «Все ваше, входите».

Англичанам же пришлось выдерживать весьма жестокий натиск; ибо орлеанцы с великим искусством обстреливали англичан из пушек, кулеврин, больших арбалетов и прочих метательных машин. И штурм был столь удивительным и достославным, какового еще не видели доныне; и когда военачальники бывшие в Орлеане увидели это, также присоединились к нему, и англичане защищались весьма доблестно, и стреляли в наступающих из пушек и арбалетов, пока их боеприпасы не подошли к концу; и отбивались копьями, гизармами, а также камнями и палками, и всем, что попадалось под руку, защищая от наступающих кольцо фортов и Турнелль.

Также следует сказать, что бвышие в городе столкнулись с немалыми трудностями, пытаясь изыскать кусочк дерева, достаточно длинный, дабы перекинуть его через разрушенную арку моста, каковое дело исполнить в тайне, дабы англичане не смогли ничего заметить. Случайно же им попался на глаза деревянный желоб для воды, широкий и старый; при том, что в длину ему недоставало трех футов; но вскоре плотнику удалось удлинить его за счет других кусков дерева, и надежно прикрепить их деревянными же гвоздями, и далее он спустился вниз, дабы сделать для него подпорку, и укрепил все как мог надежно; после чего по этому мосту прошли командор де Жирезм и множество солдат, каковая переправа ранее полагалась совершенно невозможной или по крайней мере, весьма трудной; но все же, им удалось переправиться на другую сторону.

Дева же велела своим людям спуститься в ров, каковой окружал форты, и приставлять к стенам штурмовые лестницы, каковое сражение велось со все большей яростью, и продолжалось без перерыва со времени утренней молитвы вплоть до шести часов пополудни, и англичане, подавленные огнем пушек, кулеврин, и другого метательного снаряжения, что не осмеливались более показаться на стенах, так же им пришлось противостоять штурму, начавшемуся с другой стороны Турнелли, каковую французы сумели поджечь, и в некий момент англичане были столь изранены и обескровлены, что оказались не в силах далее вести оборону. В каковой час Гласидас и другие сеньоры приняли решение отступить от фортов к Турнелли, дабы спасти свою жизнь; но подъемный мост обрушился под ними, по воле Божией, и все они утонули в Луаре. Затем французы заняли кольцо фортов и Турнелль, что произошло на глазах графа де Суффорта, сеньора де Тальбота и других военачальников, каковые не приложили ни малейших усилий, дабы прийти на помощь. После чего бывшие там англичане были перебиты без пощады, при том, что из пяти сотен рыцарей и оруженосцев, прославленных в королевстве английском за свою доблесть и неустрашимость, каковые были там под командованием Гласидаса и кроме того иных предателей из французов, не более чем двум сотням сохранили жизнь и взяли их в качестве пленных. И во время названного штурма погибли указанный Гласидас, сеньоры де Понвен, де Коммю, и другие дворяне, родом из Англии и других земель.

И позднее нам рассказывали и утверждали прославленнейшие из французских капитанов, что после того, как сказанная Жанна произнесла слова, каковые приведены ранее, они поднялись по штурмовым лестницам на стены фортов с такой легкостью, словно бы по каменным ступеням; и не могли сказать, как таковое могло случиться, иначе как промыслом Божиим.

После каковой достославной победы, по приказу Девы, той же самой ночью вернувшейся в город по наведенному мосту, в городе звонили все колокола; и с великой торжественностью служились благодарственные молебны и возносились хвалы Всeвышнему, и было то во всех Орлеанских церквах. И во время сказанного штурма Дева была ранена стрелой из арбалета, как то было рассказано ранее. И ранее, перед тем как то произошло, она говорила, что будет ранена и прольет свою кровь; однако, вскоре после того она совершенно поправилась.

И далее, когда она вернулась к себе, еe окружили весьма великой заботой, и сняли доспехи, и тщательно перевязали рану. Она же попросила только чашку вина, каковое наполовину развела водой, и отправилась спать, дабы отдыхом восстановить свои силы. И также следует сказать, что перед выходом из города, она прослушала мессу и исповедалась, и с великим благоговением причастилась святого тела Христова; также следует сказать, что она исповедывалась и причащалась весьма частым образом. Исповедовали же и причащали ее люди весьма набожные, известные своей строгой и праведной жизнью, каковые говорили без утайки, что она — дитя Божие.

Примечания

Личные инструменты