Хроника Девы/Глава LХI. О том, как король прибыл в Компьень, а затем направился к Парижу. О Деве у ворот Сен-Оноре.

Материал из Wikitranslators
Перейти к: навигация, поиск
Глава LХ. О том, как герцог Бетфортский встретился с королем в окрестностях Митри. "Хроника Девы" ~ Глава LХI. О том, как король прибыл в Компьень, а затем направился к Парижу. О Деве у ворот Сен-Оноре.
автор неизвестен
Глава LХII. О том, как Амбруаз де Лоре заперся в Сен-Селерине. О том, как король встал лагерем под Парижем, снялся с лагеря и вернулся в Берри.




Глава LХI. О том, как король прибыл в Компьень, а затем направился к Парижу. О Деве у ворот Сен-Оноре.

На следующий день король покинул Креспи и направился в Компьень, жители какового города приняли его со с великой честью и пышностью и выразили ему покорность; затем же он определил чиновников и назначил капитаном дворянина, родом из Пикардии, по имени Гильом де Флави, каковой со многими был связан узами родства или дружбы; тогда же земледельцы и все иные жители Бове отправили к нему послов, дабы просить принять их город и их самих под свою руку. Также и горожане Санлиса изъявили покорность королю, в каковом городе король затем расположился.

В конце августа, герцог Бетфортский, опасаясь того, что король может направиться в Нормандию, вместе со своим войском оставил Париж, дабы отправиться туда, и разделил свою армию, поставив гарнизоны во многих разных городах и крепостях, каковые были ему покорны, дабы охранить эти земли, и оставил в Париже мессира Луи де Люксембурга, епископа Теруэнньского, каковой именовал себя канцлером Франции, выступавшим на стороне англичан, и с ним английского рыцаря по имени мессир Жан Ратле, а также французского рыцаря по имени мессир Симон Морье, присвоившего себе титул прево Парижа, с каковыми вместе оставалось для защиты и обороны сказанного города, как то передавали, около двух тысяч англичан.

Приблизительно в конце сказанного августа король выехал из Санлиса и направился в Сен-Дени, жители какового города открыли перед ним ворота и изъявили полную покорность, вместе с королем войско также вошло в указанный город и расположилось в нем. Тогда же начались жестокие сражения и стычки между солдатами короля, бывшими в Сен-Дени, и англичанами и их союзниками, каковые в то время обретались в Париже.

Пробыв же в Сен-Дени порядка трех или четырех дней, герцог Алансонский, герцог Бурбоннский, граф Вандомский, граф де Лаваль, Дева, сеньоры де Рэ и де Буссак, и другие вместе со своими войсками отправились, дабы расположиться лагерем в деревню, называемую Ла-Шапель, располагавшуюся приблизительно на полпути между Парижем и Сен-Дени; на следующий же день вспыхнули новые схватки, превосходившие ожесточением и доблестью все, что было ранее, ибо враги весьма сблизились между собой; и сказанные сеньоры приблизились черeз поля к воротам Сен-Оноре, и расположились на вершине возвышенности или холма, называемого Свиным Рынком, и выкатили перед собой множество пушек и кулеврин, дабы из них обстреливать Париж, и сделали из них немало выстрелов.

Англичане же сновали и суетились по периметру стен, под развернутыми штандартами, среди каковых выделялся один - белый с алым крестом, иные уходили, другие появлялись на сказанных стенах. Некие сеньоры, каковые были в авангарде, пожелали дойти до самых ворот Сен-Оноре, и среди сказанных сеньоров особо следует назвать рыцаря по имени сеньор де Сен-Валье, каковой вместе со своими людьми сумел подскакать к внешнему кольцу фортов и поджечь палисад; и хотя сказанное кольцо фортов защищало множество англичан и граждан Парижа, французам удалось взять его приступом, враги же отступили через ворота в город.

Французы же полагали, что англичане могут выйти из ворот Сен-Дени, дабы их атаковать; и посему герцоги Алансонский и де Бурбон собрали своих людей и расположили их в засаде позади сказанного холма или возвышенности и не могли подступить должным образом приблизиться к городу из опасения перед кулевринами и пушками, каковые обретались в сказанному городе и защитники стреляли из них бесперебойно. Названная Жанна сказала, что желала бы начать штурм; однако, ей не было известно, каковой глубины был ров, в то время как некоторые из бывших с ней в сказанном месте были весьма хорошо осведомлены о том; однако же, как о том можно догадаться, из зависти они пожелали, дабы с указанной Жанной случилось злое. Несмотря ни на что, она вышла вперед с большим отрядом солдат, среди каковых обретался сеньор де Рэ, маршал Франции, и подошла к внешней стороне рва, вместе с большим количеством вооруженных, после чего помогая себе копьем, поднялась на арку моста и измерила глубину, каковая оказалась весьма большой; в каковое время, стрела пронзила ей насквозь обе ноги выше колена, или же, одну только ногу.

Но все же, она никоим образом не желала уходить, и всеми силами побуждала солдат, дабы те принесли деревянные фашины и забросали ими ров, дабы таким образом создать возможность подойти к стенам, каковое дело не представлялось возможным, ввиду того, что вода во рву стояла слишком высоко. И когда стало темнеть за ней множество раз посылали и пытались уговорить, дабы она ушла прочь, но она никоим образом не желала этого и отказывалась наотрез; пока сказанный герцог Алансонский сам отправился за ней и увел ее с собой; после чего весь названный отряд отступил в сказанную деревню Шапель Сен-Дени, в каковой они провели предыдущую ночь, и названные герцоги Алансонский и де Бурбон на следующий день вернулись Сен-Дени, в каковом городе обретался король вместе со своим войском. После чего стали говорить, что им не хватило смелости, дабы пытаться штурмовать взять Париж, и ежели они остались бы там до утра, можно было решить, каким образом это сделать. Многие тогда были ранены, но насколько известно, никто не погиб.

Примечания

Личные инструменты