Хроника Девы/Глава XVII. О разладе между наследниками Арманьяка.

Материал из Wikitranslators
Перейти к: навигация, поиск
Глава XVI. О битве при Авранше. "Хроника Девы" ~ Глава XVII. О разладе между наследниками Арманьяка.
автор неизвестен
Глава XVIII. О герцоге бретонском и его приезде в Сомюр.




Глава XVII. О разладе между наследниками Арманьяка

В то же время в Руэрге, что в графстве Арманьякском, случилась жестокая распря, из каковой могли бы произойти большие беды, ежели против нее не было найдено средство, по той причине, что мать графа арманьякского и сеньора де Пердриак, его брата, испытывала большую привязанность к Пердриаку, младшему сыну, чем к старшему, и желала повернуть дело таким образом, чтобы старшему досталось графство Пердриак, или чтобы он отказался от своей доли в отцовском наследстве[1].

Маршал де Северак, каковой был в то время одним из самых могущественных людей во французском королевстве, склонялся к тому же, и прилагал к тому требуемые усилия; указанный Пердиак звал его отцом, а Северак в ответ звал его сыном, и обещал сделать его своим наследником; что соответствовало истине, ввиду того, что указанный Сeверак был подданным и вассалом графа арманьякского. В конце концов, они устроили так, чтобы указанный граф д’Арманьяк вместе со своей матерью и Севераком, прибыл в монастырь кордельеров что на окраине Родеса, и там некоторое время держал его словно бы в плену, желая, дабы тот согласился с таковым решением, для него весьма убыточным, ради чего все входы в монастырь указанных кордельеров взяты были под охрану, и никто не мог туда войти без разрешения указанного Северака.

Граф д’Арманьяк однако, сумел связатьс с неким человеком, отправлявшися к сеньору д’Aлпажон, и просить того приехать для встречи и передал ему письмо, в и в нем изложил указанному графу в каковом положении находится; и указанный Алпажон как добрый и преданный вассал, испытал крайнее неудовольствие и приехал к указанный монастырь, и устроил так, что смог войти и говорить с графом, каковой рассказал ему, как поступают с ним и что пытаются принудить сделать, и в особенности то, к чему стремился указанный де Северак.

После чего указанный Алпажон и Северак поспорили между собой и обменялись резкими словами; и указанный д’Алпажон уехал из этого места, перед тем сказав Севераку, что тот в действиях своих поступает бесчестно и показывает себя низким предателем и нарушает вассальную присягу; после чего он сел на лошадь и уехал прочь. Указанный сеньор де Северак почувствовал себя весьма оскорбленным также уехал, после чего весь план их пришел к концу: так что вскоре вдогонку за указанным д’Арпажоном был послан гонец, снабженный письмами с вызовом, состоявшими из частей a, b, c, иными словами, три листа были разрезаны пополам, и верхние и нижние части содержали равные копии, содержавшие вместе текст вызова. И указанный д’Алпажон готовы был принять вызов, что это привело бы к неминуемой войне; потому что оба желали и могли сделать так, чтобы в Гиени собственной властью развязать войну друг против друга, как то делалось уже и раньше, в прежние времена.

Но известие дошло до ушей короля, каковой немедленно запретил им действовать подобным образом, и приказал им обоим предстать перед Парламентом, и там объявить обвинения друг против друга, каковые пожелают, и решить дело посредством судебного поединка или же иным образом; потому что опасались, что из этого последует раскол внутри страны, каковой ухудшит положение, ввиду войны уже идущей. Стороны подчинились и предстали перед Парламентом в указанный день и в следующие за ним множество раз, и многими разными способами, возводили обвинения друг на друга и описывали их на бумаге в больших и пространных грамотах; и король и с ним многие другие уговаривали их прийти к согласию, и указывали им, что оба они оскорбили друг друга в пылу ссоры; но не было средства утишить эту вражду, дабы они по-братски возлюбили друг друга как то было ранее.

Но однажды случилось так, что оба находились в Мёне-сюр-Йевр, и Северак был в покоях короля и собирался выйти оттуда, в то время как сеньор д’Алпажон не зная, что он там был пожелал войти, и они встретились лицом к лицу, и у обоих в груди закипел гнев, но тут же исчез, словно никогда не бывал, и оба плакали горькими слезами и простили друг другу все обиды, и вновь стали добрыми друзьями, что было великим благом для страны, ввиду того, что они могли весьма сильно поддержать короля и оказать сопротивление неприятелю, что они и сделали, оставив вражду, каковая виделась гибельной для тех, кто знал состояние королевства.

Примечания

  1. Распря началась после гибели отца обоих — графа Бернара VII д’Арманьяка, убитого во время Парижского восстания. Арманьяки по все время отличались буйным нравом и заносчивостью; много позднее старший из братьев, уже получив графский титул женится на собственной сестре, подделав для этого необходимое папское разрешение, окажется замешанным в заговоре против короля Карла VII и закончит тюремным заключением.
Личные инструменты