Глава XL. О битве при Ровре-Сен-Дени, что в земле Бос
В то время как продолжалась осада, Шарль, граф Клемонский, старший сын герцога Бурбонского, решил прийти на помощь городу Орлеану. Вместе со своим войском он пришел в Блуа и там узнал о том, что герцог Бетфортский послал большие подкрепления своим войскам, каковые англичане отправились из Парижа с огромным запасом продовольствия, чтобы доставить его к английскому войску и пополнить его людьми. После чего он отправился из Блуа дабы преградить им путь к Орлеану и сообщил о своем намерении бастарду Орлеанскому и другим военачальникам, бывшим вместе с ним в Орлеане, каковые спешно отправились к нему и неподалеку от Йенвилля встретились с указанным графом и его людьми, каковые весьма обрадовались их прибытию, и вскоре они получили известие о том, что англичане находятся невдалеке от города Рувре-Сен-Дени, и с ними движется обоз, нагруженный продовольствием и артиллерия.
Французы полны были решимости сразиться с англичанами, и для указанной цели объединили своих людей, каковое войско оказалось большим, и был при нем граф Клермонский в сопровождении высокородных баронов, уроженцев Оверни и Бурбонне; там же был бастард Орлеанский и сиры де ла Файет, и де Сент-Север, маршалы, сир де Кюлан, адмирал Франции, виконт де Туар, сир де Белльвилль и иные рыцари и оруженосцы из Берри и Пуату, мессир Жан Эстюарт или Стюарт, коннетабль шотландский, граф д’Эвре, каковому король даровал указанное графство, и его брат и было с ними большое шотландское войско, мессир Гильор д’Альбре, сир д’Орваль, мессир Жан де Нила, сеньор де Шатобрюн, виконт де Бридье, мессир Жан де Лего, Ла Гир и множество иных рыцарей и оруженосцев, и военачальников, имевших право распоряжаться на поле брани. И было решено, что им всем следует биться конными, за исключением только арбалетчиков и артиллеристов, каковые при виде англичан и их подходе, выкатят вперед пушки, кулеврины и иные метательные машины.
Французы продолжали идти вперед, пока не заметили англичан, неподалеку от Рувре, каковые без со страхом ожидали начала битвы. Они окружили себя обозными телегами, и дабы сохранить подобную защиту приказано было их арбалетчикам и купцам, каковые прибыли из Парижа и иных городов, занять оборону перед кольцом телег и окружить их рядом из множества заостренных рогаток. Тогда французские пехотинцы выкатили свои пушки, кулеврины и иные метательные орудия, после чего приблизились к телегам и охранявшим их английским арбалетчикам, каковых начали обстреливать, каковой обстрел причинил им большой урон, потому что у орлеанцев были в избытке отличные и великолепные кулеврины, каковым ничто не могло противостоять, ибо они все разносили в щепы.
И в результате этого обстрела многие из англичан и парижских торговцев были убиты, в то время как англичане не осмеливались выйти из кольца защиты, дабы не оказаться под ударом конницы, каковую видели перед собой. Но коннетабль шотландский столь сильно желал схватиться с врагом, что вместе со своими людьми спешился, дабы скорее пробиться к англичанам за кольцо телег, нарушая отданный ему ранее приказ и не дождавшись остальных; с каковым коннетаблем спешился бастард Орлеанский, сеньоры д’Орваль и де Шатобрюн, мессир Жан де Лего и некоторые другие дворяне, каковые желали, своим конным войском ударить и разгромить англичан, но из их намерения ничего не получилось.
В этот же час уже спускался вечер, и была суббота, двенадцатый день февраля, канун факельного воскресенья[1] в год тысяча четыреста двадцать восьмой, англичане вдруг вышли из под защиты своих телег и ударили по указанным шотландцам, каковые были вскоре разбиты. При виде случившегося, оверньцы и другие вместе с ними бросились бежать, вместо того, чтобы сразиться с англичанами, и вернулись в Орлеан, и с ними был указанный бастард, каковой был тяжело ранен в указанной битве, и в ней же погибли указанные коннетабль шотландский, сиры д’Орваль, де Шатобрюн, де Лего, и другие дворяне, количеством около трех или четырех сотен бойцов, и большая часть французской армии. Также погибло много англичан; мессир Жан Фасто руководил обороной со сторона англичан, и он же в конце концов доставил на глазах у французов продовольствие и обоз к войску, осаждавшему Орлеан, во вторник, следующий за поражением французов.
Примечания
- ↑ Факельное воскресенье — первое воскресенье великого поста, во время которого по обычаю организовывали факельные шествия и пляски вокруг костров