История кардиологии от древнейших времён до Возрождения
Сердечно-сосудистая система — замкнутая физиологическая система кровеносных сосудов, по которым проходит кровь, прокачиваемая сердцем. Основная функция ее состоит в обеспечивании всех органов и тканей кислородом и питательными веществами. Составляющими сердечно-сосудистой системы являются кровеносная (сердце, кровеносные сосуды, микроциркуляторное русло) и лимфатическая (лимфатические капилляры, сосуды, стволы, протоки, лимфатические узлы) системы. Два круга кровообращения — большой и малый — составляют собой кровеносную систему. Лимфатическую, или лимфоидную, систему составляют некоторые органы периферической системы и лимфоносные пути.
Содержание |
Доисторическая эпоха
|
Доисторической эпохой принято называть обширнейший период существования человечества, до того момента, как некоему безымянному гению — а вероятно, что не одному — не пришло в голову запечатлеть свои мысли в виде прихотливых значков, которые мы называем буквами. Иными словами, доисторическая эпоха — это время до изобретения письменности, и, следовательно, единственным окошком в мир древнейшей кардиологии за неимением письменных источников для нас могут служить лишь источники материальные.
Надо признаться, здесь историку от кардиологии остались лишь малые крохи, но и они дают представление о том, что доисторический человек знал о важности сердца как «движителя» человеческой жизни. В 1908 году Анри Брейль сделал карандашный набросок рисунка ориньякской культуры, сделанного приблизительно 30 000 лет назад, в пещере Пиндаль, что в северной Испании. Этот рисунок размерами 42,5×44,5 см изображал мамонта, внутри которого, согласно Брейлю, было «широкое, почти сердцевидное пятно, расположенное в центре тела». Вначале археолог счёл пятно ухом, однако по более подробном изучении описал его как «широкое красное пятно, занимающее место, на котором должно быть сердце». Вероятно, рисунок призван был показывать, куда нужно целиться охотнику, чтоб одним выстрелом свалить мамонта; таким образом, жизненная важность сердца была известна уже охоникам-ориньякцам[1][2].
Древний мир
Древний Египет
Подтверждение тому, что люди понимали важность сердца для организма, мы найдем уже в древнеегипетском папирусе Эберса, датируемом XVII веком до н. э. и гласящем: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…»
Древняя Месопотамия
Древние Индия и Китай
Доколумбова Месоамерика
Древние Греция и Рим
Впервые строение сердца как мышечного органа было описано спустя 12 веков, в V веке до н. э., уроженцем греческого острова Кос, знаменитым врачом Гиппократом. В его же трудах сформировалось представление о желудочках сердца и крупных его сосудах.
Во II веке до н. э. римский врач Гален сформировал революционное для своего времени учение, на долгое время изменившее представление людей о работе сердца и сосудов, хотя и содержавшее в себе, как выяснилось позднее, множество грубых ошибок и неточностей.
По мнению Галена, центром кровеносной системы была печень, а не сердце. Кровь, зарождающаяся в печени, разносится по телу, питает его и поглощается им, не возвращаясь обратно. Позже в печени образуется следующая партия крови для поглощения её телом. Таким образом, не зная сути кровообращения, Гален создал представление о своеобразной системе кровоснабжения организма. Назначение же сердца в рамках учения Галена состоит в притягивании пневмы вместе с воздухом из лёгких; при этом диастола в его понимании была стадией активного движения сердца, а систола — его пассивное спадения, тогда как на деле всё в точности наоборот. Учение Галена пользовалось признанием до XVII века, пока не было опровергнуто Гарвеем.
Средние века
Европа
Арабский мир
Дальний Восток
Раннее Новое время
В эпоху Возрождения произошел важный прорыв относительно представления о работе сердечно-сосудистой системы. Разрешение препарирования трупов дало Леонардо да Винчи возможность воссоздать анатомическую картину человека, на которой также было достаточно точно изображена структура клапанов сердца. Множество ошибок в описании Галена было найдено Андреасом Везалием, что послужило предпосылками для дальнейших открытий в легочном кровообращении. Везалием были тщательно описаны артерии и вены. Законы ветвления артерий и пути окольного кровотока для него не остаются в тайне. Его внимание привлекло также и строение сосудистой стенки. Но для Везалия вены являются сосудами, по которым кровь идет от печени к периферии, а рядом с сосудами, артерии несут кровь, насыщенную кислородом. Лишь, каким образом заканчиваются тонкие сосудистые трубки, для Везалия остается загадкой. Везалий оценил значение вен выше, чем артерий, хотя описанная им топография вен — в большинстве ошибочна. Он допускал соединение артерий головного мозга с синусами твердой оболочки, и образование воротной вены было показано довольно нечетко. Однако, его труды являлись важной ступенью развития представления о работе сердечно-сосудистой системы, и послужили толчком для дальнейших открытий.
Деятельность английского врача Уильяма Гарвея, изучавшего кровообращение, (1578—1657)в Падуанском университете, послужила огромным скачком в развития физиологических знаний. Гарвеем было проведено ряд опытов, вначале на себе, затем на собаке, которые доказывали существование кровообращения, и то что кровь в венах движется в одном направлении. Также Гарвеем были созданы реальные представления о законах кровообращения. Им было впервые математически рассчитано, что: за 1,5 — 2 минуты, кровь проходит через сердце и что за 30 минут сердце перекачивает количество крови, равное весу тела.
«Движение крови через легкие и сердце, так же как и по всему остальному телу, происходит силою пульсации желудочков, проходя незаметно (для наблюдения)в вены и поры мягких частей, кровь затем самостоятельно оттекает через вены от периферии к центру, от меньших вен к большим, и оттуда, наконец, через полую вену проходит в сердечную трубку. Следовательно, необходимо сделать заключение, что кровь в организме животного разносится по телу своего рода круговым образом»,-писал Уильям Гарвей в своем классическом труде «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», вышедшее в 1628 году.
Из-за того что Гарвей не пользовался микроскопом, в предоставленной им системе кровообращения, не хватало важного элемента — капилляров. Но исследователь Марчелло Мальпиги (1628—1694) не допустил туже ошибку, какую допустил Гарвей, что и помогло ему получить полное представление о круговом движении крови. Мало того, что Мальпиги разгадал загадку о системе кругов кровообращение, вместе с этим, он полностью опроверг представление Галена о кровообращении.
Примечания
- ↑ Ventura C. Savona, V. Grech Concepts in cardiology - a historical perspective (англ.) // Images in Paediatric Cardiology. — Valletta: Government of Malta, 1999. — № 1. — ISSN 1729-441X. — PMID 22368540.
- ↑ Neill, 1995, p. 14
Литература
Г. А. Голубкова Атлас анатомии человека. Клуб семейного досуга, 2010.