Глава 2
Далее, в среду на XII день сказанного месяца[1], в Париж прибыл епископ Льежский, ему же вменено было в обязанность перед воротами Сен-Дени принести клятву купеческому прево[2] и также прочим, что не станет никоим образом злоумышлять ни против короля, ни против города, ни его самого, ни его семьи, но будет содействовать им, сколь то в его власти, в чем тот и поклялся жизнью своей и жизнью своего сеньора[3], после чего въехал в Париж и расположился в отеле де ла Тремуйль[4].
В тот же день, после его приезда, приказано было объявить, дабы везде на улицах установлены были фонари, а у дверей емкости с водой[5], как то и было исполнено. На XIX день того же сентября месяца, было приказано объявить во всеуслышание, дабы все горожане закрыли наглухо окна, каковые служат для освещения кладовых и погребов[6]. И далее на XXIII день приказано было всем парижским кузнецам, жестянщикам и [всем, кто работает по железу][7] а также изготовить цепи, такие же как прежде[8]. Сказанные же мастера на следующий же день принялись за дело, и работали день и ночь, отказывая себе в отдыхе даже в воскресенья и праздники[9]. На XVI же день было приказано объявить, чтобы все кто имеет к тому средства закупили себе оружие, и готовы были встать на защиту доброго города Парижа.
Примечания
- ↑ сентябрь 1405 г.
- ↑ По мнению Колетты Бон, автор ошибается, и речь идет о Гийоме де Тиньонвилле, королевском прево в 1401—1408 гг. В его обязанности входил полицейский надзор и недопущение беспорядков. Должность купеческого прево, приблизительно соответствующая нынешнему мэру города в то время была вакантна.
- ↑ Речь идет о Сигизмунде, императоре Священной Римской империи, на чьей территории распоралагался город Льеж.
- ↑ Отель де ла Тремуйль или Дом с Бойницами принадлежал знатной пикардийской семье. Тремуйли были вассалами герцога Бургундского.
- ↑ Из опасения пожара, который мог произойти от фонарей, зажженных ради приезда высокого гостя.
- ↑ Также средство против пожара.
- ↑ Эти слова отсутствуют в парижском манускрипте дневника
- ↑ Цепи использовались как одно из средств обороны города — натянутые поперек улиц, они препятствовали продвижению вражеской конницы. После восстание майотенов в 1382 г. парижанам было запрещено натягивать цепи поперек улиц, и сами цепи были конфискованы, и по некоторым сведениям, проданы с молотка. В 1405 г. эта привилегия была возвращена городу, как необходимая во время гражданской войны.
- ↑ Свидетельство спешности работы. Обычно цеховые статуты запрещали работать ночью, в праздники и по воскресеньям. По свидетельству Мишеля Пентуэна, автора «Хроники монаха аббатства Сен-Дени», за 8 дней было изготовлено 600 цепей, причем особым приказом, кузнецам было вменено в обязанность до конца работы не заниматься ничем иным.
© Zoe Lionidas. / © Зои Лионидас.