Неведомое Средневековье: Город/Санитарно-гигиенические службы города

Материал из Wikitranslators
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Небольшое, но необходимое вступление

Страшные сказки о тотально немытом Средневековье, любви к грязи, блохам и прочим прелестям подобного же рода пришли к нам из XIX века. Надо сказать, что им отдавали должное даже крупные исследователи того времени, в частности Жюль Мишле, один из первых исследователей и издателей полного документального свода обоих процессов Девы Жанны. Ничего удивительного в подобных выводах не было. Во-первых, в те времена материал, касающийся интересующего нас времени, был изучен далеко не в полной мере[1], во-вторых, срабатывал вполне понятный психологический механизм. Дело в том, что в начале Нового Времени (1550—1750 гг.) гигиена оказалась не в почете — простейшая логика подсказывала, что раньше, как видно, было еще хуже. Хрестоматийный пример того, что умозрительные конструкции, без поддержки документов и археологических свидетельств могут лишь завести в тупик.

Действительно, история не представляет собой подобия палки, гордо устремленной в небеса. За периодом относительного благополучия зачастую следует упадок, и новый взлет. Средневековье не было простой и понятной эпохой, сказочно-белой (как представляется любителям фентези) или столь же непроницаемо черной, как любила подавать ее советская школа. В истории, наверное, в принципе своем не бывает простых времен. Давайте же проследим эволюцию гигиены тела от античного времени до зарождения нашей технологической эпохи.

Начнем с общественных бань

Взгляд назад

Хорошо известно, что термы были частью повседневной жизни во всей обширной римской империи. По сути дела, везде, где хотя бы на несколько десятков лет утверждался императорский орел почти сразу открывались банные заведения как для колонистов, так и для местных жителей, охотно использовавших новинку. Императорские термы были великолепны, так убийца и тиран Каракалла, не прославившийся больше ничем, выстроил в Риме гигантские мраморные бани, украшенные резным орнаментом и множеством статуй - настоящий шедевр архитектуры того времени. Да и прочие римские бани - монументальные здания с хитрой системой подачи холодной и горячей воды, бассейнами, портиками и целой армией обслуживающего персонала представляли собой незабываемое зрелище для любого путешественника.

Нам сложно ответить на вопрос, как относились к мытью ранние христиане - крошечная кучка бедняков, по ночам тайно молившаяся в катакомбах Присциллы, т.к. от этого времени, сколь то известно авторам, до нас не дошло документальных свидетельств, принадлежавших адептам новой религии. Однако можно сказать наверняка, что в первые десятилетия существования христианства в его среде кипели нешуточные страсти касательно того, что позволительно и что нет для того, кто желает вести жизнь наиболее подобающую христианину. Полистав "Деяния апостолов" мы отыщем немало отголосков подобных споров. В самом деле, ни Христос, ни его ближайшие ученики не могли а порой и не желали давать предписания по любому частному случаю. Разногласия вызывало буквально все - нужно или нет объединять имущество, должны или не должны христиане питаться за одним столом, следует или не следует есть мясо, вынесенное на продажу жрецами очередного языческого божества.

Одним из таких неясных вопросов был и вопрос о мытье. Действительно, если присмотреться поближе, мы увидим, что христианство - единственная из абрамических религий, не касающаяся вопросов ритуальных омовений, которые и в иудаизме и в исламе занимают немалое место. Сам Христос, как известно оправдывал своих учеников, не вымывших руки перед едой, и нападал на фарисеев, упрекая их, что внешняя чистота сопутствует у них с внутренней грязью и лживостью[2]. Однако, он же мыл ноги своим ученикам - диллема таким образом, становилась неразрешимой и по сути своей перекладывалась на каждого верующего в отдельности. В дальнейшем христианство пойдет именно по этому пути: вопросы гигиены будут восприниматься как личный вопрос для совести каждого верующего, не имеющий ничего общего с обязательными требованиями нового учения.

Трудное начало

Расцвет Высокого Средневековья

Чёрная Смерть и перелом эпох

Примечания

  1. Вспомним хотя бы, что тот же Мишле нетвердо владел палеографией, превращая Овьетт — подругу детства Жанны в «Ометт».
  2. В современной библеистике этот момент объясняется следующим образом. Христос, продолжая старинную пророческую традицию, был резко негативно настроен к ритуальной стороне религии, подменявшим собой ее духовную сущность.
Личные инструменты