Кухня французского Средневековья/Глава 4 Грех чревоугодия
Содержание |
Грех чревоугодия
Рождение доктрины
В иудаизме, религии, ставшей родоначальницей христианства понятия чревоугодия не существовало. О нем также не упоминают книги Нового Завета, что по-видимому, служит очень весомым доказательством в пользу утвердения, что в первоначальном христианском учении также отсутствовало. Ничего удивительного в этом нет - для бедняков, тайком собиравшихся в катакомбах, ввынужденных делить скудную трапезу с еще более нищим собратом, еще более ограничивать себя в пище было почти невозможно.
Развитие доктрины о семи смертных грехах, и в частности - о грехе чревоугодия, начинается около IV века н.э. в среде египетских отцов-отшельников - ставших родоначальниками монашеского движения, позднее охватившего всю Европу. С точки зрения этих строгих аскетов, спасавшихся в пустыне от суетности окружающего мира, греховным и запретным представлялось все, связывающее их с телесным началом в человеке: семья и родственные отношения, женщины, праздники, красивая удобная одежда, и наконец - обильная трапеза. Все вышеперечисленное полагалось ничем иным как дьявольским искушением, препятствовших вечному спасению, единственно правильным образом жизни - тот, что вел к изнурению, и наконец, умервщлению грешной плоти.
Первый отчетливый и ясный список из восьми пороков или восьми смертных грехов, тянуших человека в пучину Ада датируется 365 годом. Он принадлежит перу монаха Евагрия Понтийского, и носит название «О восьми злых помыслах»[1]. Согласно учению Евагрия «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас». Таким образом, тяжесть грехов излагается по возрастающей: от легчайшего из них - угождения чреву, до смертельно опасной для христианина гордыни и заносчивости. С другой стороны, в этой схеме Γαστριμαργία - грех чревоугодия, начинающий список, может рассматриваться как родоначальник прочих грехов - учение о таковой зависимости, как мы уже видели ранее, в Средневековую эпоху получило свое окончательное развитие.
Таким образом, в обязанность доброму христианину (а в особенности - монаху) вменялось изо дня в день, до самой смерти неустанно следить за тем, что подается на стол, категорически отказывая себе в любой пищи или напитке, способном доставить греховное удовольствие своим вкусом или запахом. В качестве идеального способа питания предлагался пожизненный пост.
Теоретизирование и реальность
Дворянское сословие и его отношение к пище
Жирен что каноник, или обжорство духовных
Мужицкий рай: страна бесконечного изобилия
Борьба с доктриной в эпоху гуманизма. Новое мышление новых времен
Ошибка цитирования Для существующего тега
<ref>
не найдено соответствующего тега <references/>